Специфика межличностного общения подростков при получении среднего профессионального образования
Исследование МПСУ характера взаимодействия подростков, обучающихся в учреждения среднего специального образования, показало нестабильный характер межличностных отношений. В силу особенностей возраста, в группах студентов имеются определенные проблемы с коммуникацией, вызванные наличием эмоциональных барьеров и значительной степенью агрессивности отдельных членов.
Кроме того, нередко наблюдаются расхождения между потребностью студентов в общении и внутренней готовностью, наличием определенных качеств и свойств личности, способствующих установлению позитивных взаимоотношений. Такое состояние дискомфорта и высокого нервно-психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала подростков в процессе обучения и формированию важных личностных качеств.
Предпосылки для исследуемой проблемы
Всё больше и больше школьников выбирают колледж в качестве траектории учёбы и профессионального развития. С психологической точки зрения такая смена учебного заведения представляет собой системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления подростка к условиям иной образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей.
Подростковый возраст является ответственным и важным этапом и далеко не у каждого он протекает гладко. Группа колледжа – это некая модель социума, микромир, адаптация к которому имеет большое значение. Общение внутри него для подростка становится наиболее важным элементом самоактуализации и самоопределения, формирования уверенной жизненной позиции, мировозренческих установок.
Описание полученных результатов
В ходе исследования МПСУ Сафронова Инна под руководством к.псх.н, доцента Корж Елены Михайловны изучила особенности межличностного общения среди двух групп московского колледжа, общей численностью 40 человек. Оно проводилось с использованием шести диагностических методик, направленных на оценку коммуникативных, эмоциональных, эмпатичных качеств и сплоченности группы.
В результате исследования было выявлено, что для ряда подростков, выбравших доминирующую позицию, являлось проблемой установление позитивных отношений с одногруппниками. Для другой сопоставимой по размеру части, наоборот, была характерна чрезмерно дружелюбная установка, являющаяся предпосылкой для подчинения и согласия с партнерами по общению в любых ситуациях.
В результате, коммуникативные навыки первокурсников колледжа находились на среднем и низком уровнях. Это связано с преобладанием в группах одновременно зависимого (35-40%) и агрессивного (35-40%) типов поведения, поскольку обе позиции негативно сказываются на восприятии человека окружающими и способствуют возникновению сложностей в коммуникации.
Кроме того, на установление позитивных межличностных отношений влияет проявление эмпатии, по которой в среднем по обеим группам исследуемых студентов были получены низкие результаты. При этом наименее выражен был компонент рациональности эмпатических свойств. Тогда как способность к проникновенному общению, созданию доверительной атмосферы и эмоциональный компонент находился на среднем уровне.
Уровень эмоционального общения студентов колледжа нередко отличался нестабильностью и противоречивостью по причине наличия барьеров, связанных с негибкостью эмоций и неумении управлять ими в разных ситуациях. Также большинство подростков оценили уровень сплоченности группы как низкий или ниже среднего. Данный показатель оказывает решающую роль не только в организации межличностного общения, но и в реализации образовательных и воспитательных целей учебного заведения.
Резюмируя полученные результаты психологического исследования, можно сказать, что описанные проблемы создают затруднения в организации групповой работы, что вносит дополнительные сложности в реализацию учебного процесса. Таким образом, одной из важнейших педагогических задач любого колледжа является работа со студентами первого курса, направленная на более быстрое и успешное освоение ими новой роли, а также адаптацию к новой системе обучения и социальных отношений.
Методология исследования
В исследовании МПСУ принимали участие 40 студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева».
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
-
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;
-
Тест-опросник коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха);
-
Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО);
-
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;
-
Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко;
-
Тест определения индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора.
Для статистического анализа значимости и достоверности полученных результатов были использованы t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна Уитни. Обработка данных проводилась с использованием программного обеспечения SPSS Statictica и программы «Excel».
Практическая польза исследования
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и рекомендаций, приведенных в работе, в практике педагогической деятельности преподавателей среднего профессионального образования для формирования позитивных межличностных отношений подростков.
Безусловно, построение взаимодействия с группой предполагает работу самих студентов колледжа над умением объединяться и согласовывать свои действия. В этом смысле, задача подростков заключается не в поиске усредненного варианта включения в новые виды общения и деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. При такой постановке вопроса, педагогам следует содействовать естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников.
Автор исследования: Сафронова Инна под руководством к.псх.н, доцента Корж Елены Михайловны
Автор текста: Мамонтов Андрей
Информация об изменении страницы: 26.08.2024 10:36:29,