Top.Mail.Ru
Специфика межличностного общения подростков при получении среднего профессионального образования Перейти к оплате
Узнай шансы на поступление
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а
  1. Пресс-центр
  2. Полезные статьи
  3. Социальная психология
  4. Специфика межличностного общения подростков при получении среднего профессионального образования
Узнай шансы на поступление
Узнай шансы на поступление

Специфика межличностного общения подростков при получении среднего профессионального образования

Peter-f-Wolf-Unsplash.jpg

Исследование МПСУ характера взаимодействия подростков, обучающихся в учреждения среднего специального образования, показало нестабильный характер межличностных отношений. В силу особенностей возраста, в группах студентов имеются определенные проблемы с коммуникацией, вызванные наличием эмоциональных барьеров и значительной степенью агрессивности отдельных членов.

Кроме того, нередко наблюдаются расхождения между потребностью студентов в общении и внутренней готовностью, наличием определенных качеств и свойств личности, способствующих установлению позитивных взаимоотношений. Такое состояние дискомфорта и высокого нервно-психического напряжения мешает свободной реализации творческого потенциала подростков в процессе обучения и формированию важных личностных качеств.


Предпосылки для исследуемой проблемы

Всё больше и больше школьников выбирают колледж в качестве траектории учёбы и профессионального развития. С психологической точки зрения такая смена учебного заведения представляет собой системный, двусторонний, поэтапный процесс активного приспособления подростка к условиям иной образовательной среды, выражающийся в формировании и развитии когнитивных, мотивационно-волевых, социально-коммуникативных связей.

Подростковый возраст является ответственным и важным этапом и далеко не у каждого он протекает гладко. Группа колледжа – это некая модель социума, микромир, адаптация к которому имеет большое значение. Общение внутри него для подростка становится наиболее важным элементом самоактуализации и самоопределения, формирования уверенной жизненной позиции, мировозренческих установок.


Описание полученных результатов

В ходе исследования МПСУ Сафронова Инна под руководством к.псх.н, доцента Корж Елены Михайловны изучила особенности межличностного общения среди двух групп московского колледжа, общей численностью 40 человек. Оно проводилось с использованием шести диагностических методик, направленных на оценку коммуникативных, эмоциональных, эмпатичных качеств и сплоченности группы.

В результате исследования было выявлено, что для ряда подростков, выбравших доминирующую позицию, являлось проблемой установление позитивных отношений с одногруппниками. Для другой сопоставимой по размеру части, наоборот, была характерна чрезмерно дружелюбная установка, являющаяся предпосылкой для подчинения и согласия с партнерами по общению в любых ситуациях.

В результате, коммуникативные навыки первокурсников колледжа находились на среднем и низком уровнях. Это связано с преобладанием в группах одновременно зависимого (35-40%) и агрессивного (35-40%) типов поведения, поскольку обе позиции негативно сказываются на восприятии человека окружающими и способствуют возникновению сложностей в коммуникации.

Кроме того, на установление позитивных межличностных отношений влияет проявление эмпатии, по которой в среднем по обеим группам исследуемых студентов были получены низкие результаты. При этом наименее выражен был компонент рациональности эмпатических свойств. Тогда как способность к проникновенному общению, созданию доверительной атмосферы и эмоциональный компонент находился на среднем уровне.

Уровень эмоционального общения студентов колледжа нередко отличался нестабильностью и противоречивостью по причине наличия барьеров, связанных с негибкостью эмоций и неумении управлять ими в разных ситуациях. Также большинство подростков оценили уровень сплоченности группы как низкий или ниже среднего. Данный показатель оказывает решающую роль не только в организации межличностного общения, но и в реализации образовательных и воспитательных целей учебного заведения.

Резюмируя полученные результаты психологического исследования, можно сказать, что описанные проблемы создают затруднения в организации групповой работы, что вносит дополнительные сложности в реализацию учебного процесса. Таким образом, одной из важнейших педагогических задач любого колледжа является работа со студентами первого курса, направленная на более быстрое и успешное освоение ими новой роли, а также адаптацию к новой системе обучения и социальных отношений.


Методология исследования

В исследовании МПСУ принимали участие 40 студентов Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева».

 

Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

  1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

  2. Тест-опросник коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха);

  3. Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО);

  4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

  5. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко;

  6. Тест определения индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора.

 

Для статистического анализа значимости и достоверности полученных результатов были использованы t-критерий Стьюдента и U-критерий Манна Уитни. Обработка данных проводилась с использованием программного обеспечения SPSS Statictica и программы «Excel».


Практическая польза исследования

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и рекомендаций, приведенных в работе, в практике педагогической деятельности преподавателей среднего профессионального образования для формирования позитивных межличностных отношений подростков.

Безусловно, построение взаимодействия с группой предполагает работу самих студентов колледжа над умением объединяться и согласовывать свои действия. В этом смысле, задача подростков заключается не в поиске усредненного варианта включения в новые виды общения и деятельности, а создание условий для общего оптимального взаимодействия и продуктивного контакта. При такой постановке вопроса, педагогам следует содействовать естественному процессу развития группы, от которой в большей степени зависит успешность адаптации первокурсников.


Автор исследования: Сафронова Инна под руководством к.псх.н, доцента Корж Елены Михайловны

Автор текста: Мамонтов Андрей

Информация о создании страницы: 26.08.2024 10:36:29
Информация об изменении страницы: 26.08.2024 10:36:29,