Московский психолого-социальный университет (МПСУ) в ходе психологического исследования выявил взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности у старшеклассников. Корреляционный анализ полученных данных учеников 10-го класса показал, что при наличии предпосылок у подростков к завышенной или заниженной самооценке уровень тревожности будет способствовать усугублению ситуации и её развитию в неадекватную сторону.
Предпосылки для исследуемой проблемы
Самооценка играет значительную роль в формировании нравственных качеств подростка. Степень её объективности определяет направление развития личности и является показателем успешности в будущем. Наряду с негативными психобиологическими и социальными факторами, недостаточная самооценка является одной из причин десоциализации подростка.
С другой стороны, школьная тревожность является одним из самых распространенных и масштабных факторов в жизни подростка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в ходе учебного процесса, при присутствии в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Считается, что тревожность влияет на все сферы жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и социальном окружении, снижая школьную успеваемость. Учитывая всё это, исследователям МПСУ было интересно рассмотреть, насколько факторы тревожности и самооценки у школьников взаимосвязаны.
Описание полученных результатов
Магистрант социальной психологии Басок Екатерина Юрьевна под руководством к.псх.н, доц. Корж Елены Михайловны продиагностировала 32 подростка 15-16 лет — учеников 10-го класса одной из средних школ. Половина из них продемонстрировали нормальное восприятие себя, своих личностных особенностей и способностей. 16% участников исследования проявили завышенный уровень самооценки. У 34% старшеклассников обнаружено заниженное восприятие своих способностей, знаний, умений, своих личностных качеств.
При диагностике критериев школьной тревожности у учеников старших классов была выявлена следующая картина:
-
переживание социального стресса выявлено у 9% участников;
-
фрустрация потребности в достижении успеха проявляется у 6% старшеклассников;
-
страх самовыражения обнаружен у 16% подростков;
-
страх ситуации проверки знаний выражен у 13% школьников;
-
страх несоответствия ожиданиям окружающих проявляется также у 13% старшеклассников;
-
низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу выявлена у 16% школьников;
-
проблемы и страхи в отношениях с учителем характерны для 22% подростков.
Общая школьная тревожность выявлена у 19% школьников. Корреляционный анализ полученных данных показал, что существует прямая взаимосвязь уровня школьной тревожности с завышенной и заниженной самооценкой подростков. И наоборот, адекватное самовосприятие старшеклассников является фактором, который сдерживает зарождение и развитие школьной тревожности.
При этом данные исследования не подтвердили факт, что тревожность является одним из основных источников подростковой агрессивности. Отмечены слабые связи школьной тревожности с физической агрессией, негативизмом и подозрительностью в исследуемой группе старшеклассников.
Методология исследования
В исследовании принимало участие 32 подростка 15-16 лет — учеников 10-го класса одной из средних школ. Из них 18 девочек и 14 мальчиков. В ходе исследования применялись следующие подходы:
-
Методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан для подростков;
-
Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
-
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.
Последующая обработка результатов диагностики по всем методикам проводилась при помощи программ MS Excel и SPSS. Для подтверждения или опровержения гипотез использовали коэффициент корреляции ρ Спирмена.
Практическая польза исследования
Практическая значимость исследования МПСУ заключается в обогащении психологии сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности и самооценки, рассматриваемой в контексте социального становления личности. Результаты исследования могут быть использованы при организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и воплощении программ профилактики эмоциональных нарушений в условиях школы.
Автор исследования: Басок Екатерина Юрьевна под руководством к.псх.н, доц. Корж Елены Михайловны
Автор текста: Мамонтов Андрей
Информация об изменении страницы: 28.06.2024 11:08:31,