Top.Mail.Ru
Как школьная тревожность влияет на самооценку подростков Перейти к оплате
Узнай шансы на поступление
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а
  1. Пресс-центр
  2. Полезные статьи
  3. Социальная психология
  4. Как школьная тревожность влияет на самооценку подростков
Узнай шансы на поступление
Узнай шансы на поступление

Как школьная тревожность влияет на самооценку подростков

Etienne-Girardet-unsplash.jpg

Московский психолого-социальный университет (МПСУ) в ходе психологического исследования выявил взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности у старшеклассников. Корреляционный анализ полученных данных учеников 10-го класса показал, что при наличии предпосылок у подростков к завышенной или заниженной самооценке уровень тревожности будет способствовать усугублению ситуации и её развитию в неадекватную сторону.


Предпосылки для исследуемой проблемы

Самооценка играет значительную роль в формировании нравственных качеств подростка. Степень её объективности определяет направление развития личности и является показателем успешности в будущем. Наряду с негативными психобиологическими и социальными факторами, недостаточная самооценка является одной из причин десоциализации подростка.

С другой стороны, школьная тревожность является одним из самых распространенных и масштабных факторов в жизни подростка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в ходе учебного процесса, при присутствии в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Считается, что тревожность влияет на все сферы жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и социальном окружении, снижая школьную успеваемость. Учитывая всё это, исследователям МПСУ было интересно рассмотреть, насколько факторы тревожности и самооценки у школьников взаимосвязаны.


Описание полученных результатов

Магистрант социальной психологии Басок Екатерина Юрьевна под руководством к.псх.н, доц. Корж Елены Михайловны продиагностировала 32 подростка 15-16 лет — учеников 10-го класса одной из средних школ. Половина из них продемонстрировали нормальное восприятие себя, своих личностных особенностей и способностей. 16% участников исследования проявили завышенный уровень самооценки. У 34% старшеклассников обнаружено заниженное восприятие своих способностей, знаний, умений, своих личностных качеств.

При диагностике критериев школьной тревожности у учеников старших классов была выявлена следующая картина:

  • переживание социального стресса выявлено у 9% участников;

  • фрустрация потребности в достижении успеха проявляется у 6% старшеклассников;

  • страх самовыражения обнаружен у 16% подростков;

  • страх ситуации проверки знаний выражен у 13% школьников;

  • страх несоответствия ожиданиям окружающих проявляется также у 13% старшеклассников;

  • низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу выявлена у 16% школьников;

  • проблемы и страхи в отношениях с учителем характерны для 22% подростков.

Общая школьная тревожность выявлена у 19% школьников. Корреляционный анализ полученных данных показал, что существует прямая взаимосвязь уровня школьной тревожности с завышенной и заниженной самооценкой подростков. И наоборот, адекватное самовосприятие старшеклассников является фактором, который сдерживает зарождение и развитие школьной тревожности.

При этом данные исследования не подтвердили факт, что тревожность является одним из основных источников подростковой агрессивности. Отмечены слабые связи школьной тревожности с физической агрессией, негативизмом и подозрительностью в исследуемой группе старшеклассников.


Методология исследования

В исследовании принимало участие 32 подростка 15-16 лет — учеников 10-го класса одной из средних школ. Из них 18 девочек и 14 мальчиков. В ходе исследования применялись следующие подходы:

  1. Методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан для подростков;

  2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

  3. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.

 

Последующая обработка результатов диагностики по всем методикам проводилась при помощи программ MS Excel и SPSS. Для подтверждения или опровержения гипотез использовали коэффициент корреляции ρ Спирмена.


Практическая польза исследования

Практическая значимость исследования МПСУ заключается в обогащении психологии сведениями об особенностях и механизмах формирования тревожности и самооценки, рассматриваемой в контексте социального становления личности. Результаты исследования могут быть использованы при организации всех направлений деятельности психологов, в разработке и воплощении программ профилактики эмоциональных нарушений в условиях школы.

 

Автор исследования: Басок Екатерина Юрьевна под руководством к.псх.н, доц. Корж Елены Михайловны


Автор текста: Мамонтов Андрей

Информация о создании страницы: 28.06.2024 11:08:31
Информация об изменении страницы: 28.06.2024 11:08:31,