Top.Mail.Ru
Аватар как свидетельство бесцельности брожения в сети Перейти к оплате
Узнай шансы на поступление
Russian
English
Arabic
Chinese (Simplified)
Chinese (Traditional)
French
German
Italian
Japanese
Kazakh
Portuguese
Spanish
Turkish
115191, г. Москва, 4-й Рощинский проезд, 9а
  1. Пресс-центр
  2. Полезные статьи
  3. Социальная психология
  4. Аватар как свидетельство бесцельности брожения в сети
Олимпиады для школьников
Олимпиады для школьников

Аватар как свидетельство бесцельности брожения в сети

freestocks-m7zKB91brGo-unsplash.jpg

Московский психолого-социальный университет (МПСУ) провел исследование влияния сетевой активности пользователей на формирование их социально-психологических особенностей. Его итогом стало подтверждение, что осознанное использование интернета ведет к повышенному уровню демонстрации реального «Я» в сети и, наоборот, бесцельность — к фальшивому. Также высокая включённость в виртуальную активность снижает близость отношений в реальном мире.

 

Предпосылки для исследуемой проблемы

Современное виртуальное пространство развивается быстрее, чем учёные успевают оценивать его влияние на личность человека. Критерии, которые использовались для выявления особенностей несколько лет назад, в настоящее время уже частично теряют свою актуальность. Киберпространство всё сильнее проникает в обычную жизнь, оказывая влияние как на отдельных личностей, так и на общество в целом.

Некоторое время назад психологи отмечали повышенный уровень агрессивности у активных интернет-пользователей. Как причины назывались анонимность, желание самоутвердиться, неуверенность в себе, эгоцентризм. Однако последнее время исследователи всерьез ставят под сомнение эти выводы. Анонимность — всё более иллюзорна, а открытость теперь помогает пользователям за счёт популярности в сети получать блага или какие-то преимущества в реальной жизни.

 

Описание полученных результатов

Человек, активно и бесцельно использующий интернет ежедневно, может рассматриваться как индивидуум, имеющий склонность к зависимости, при этом другой, проводящий сопоставимое время в киберпространстве для решения различных рабочих и бизнес-вопросов, вероятнее всего не получит аналогичный статус.

Чтобы выявить различия в социально-психологических особенностях пользователей интернета, участники исследования были разделены на группы на основе двух критериев. Так, параметры частоты использования сетевых технологий и мотивации (для работы или целей, отличных от деловой), позволили отделить активных от неактивных пользователей, а также вовлеченных по необходимости и обладающих высокой степенью аддикции (навязчивой потребности в сетевом серфинге).

Для большинства участников исследования коммуникация является главным мотивом сетевой активности. В этом контексте интересным является наблюдение, что менее активные пользователи интернета всё ещё предпочитают общение и знакомства в реальной жизни. Хотя, возможно, верно и обратное утверждение, что наличие живого общения снижает их потребность пребывать в виртуальном пространстве. В отличие от этой группы, среди активных пользователей интернета доля тех, кто предпочитает реальные коммуникации, заметно ниже, хотя, конечно, многие из них не готовы полностью перейти в киберпространство.

Исследование также показало, что люди с высоким уровнем виртуализации своей деятельности, т.е. использующие сеть для рабочих задач, склонны использовать свое реальное «Я» в социальных сетях. В тоже время лица, у которых наблюдается склонность к сетевой зависимости, чаще демонстрируют использование фальшивого «Я».

Одной из ключевых особенностей, которую удалось также выделить в ходе исследования, является вариативность модели поведения пользователей. Это означает, что люди способны изменять свои образы и манеру пользования сети в зависимости от ситуации, которая складывается у них. Это свидетельствует о том, что поведение людей в сети имеет сложный характер и невозможно выявить все социально-психологические особенности активных её пользователей в рамках одного исследования.

 

Методология исследования

В исследовании принимали участие пользователи сети интернет в возрасте 18-45 лет. В обработке и интерпретации результатов использовались ответы 55 респондентов, прошедших до конца весь комплекс методик.

 

В ходе исследования использовались:

  • Авторская анкета;

  • Индекс виртуализации личности интернет-пользователя социальных сервисов Э.О. Расина;

  • Шкала интернет-зависимости Чена, CIAS;

  • Опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО);

  • Методика «Стратегии самопредъявления» И.П. Шкуратовой;

  • Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (Strategic Approach to Coping Scale, SACS) Stevan Hobfol (Адаптация: Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова));

  • Опросник самопрезентации в социальной сети SPFBQ (адаптация Д.С.Корниенко, Н.А. Руднова, Е.А. Горбушина, Ф.В. Дериш);

  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела (Адаптация: И.Н. Ишмухаметов) UCLA 3.

 

Практическая польза исследования

Актуальность данной работы напрямую связана со скоростными изменениями в обществе, связанными с проникновением сетевых технологий в жизнь людей, и заключается в изучении особенностей формирования личностей на сегодняшний день, так как исследования, проведенные несколько лет назад, имеют в настоящий момент выводы, не всегда отражающие действительность, и требуют уточнений.

Так, в качестве продолжения вопросов данного исследования интересно уточнить мотивацию выбора стратегии самопрезентации в сети. Кроме того, интерес представляет оценка различий между осознанным активным пользованием сетевых ресурсов и формированием интернет-зависимости, а также влияние этих факторов на выбор «Я» реального или фальшивого.

 

Автор исследования: Максимова Анастасия Константиновна под руководством к.с.н, доц. Большаковой Татьяны Юрьевны

Автор текста: Мамонтов Андрей

Информация о создании страницы: 30.01.2025 13:53:43
Информация об изменении страницы: 30.01.2025 13:53:43,