Ярославль
Ярославль в годы Великой Отечественной войны
За первый же день войны в армию было призвано 14 тысяч жителей Ярославской области, а еще около 6 тысяч человек в ближайшие дни записалось в армию добровольцами. На территории Ярославской области были сформированы: 243-я стрелковая дивизия, участвовавшая в Смоленском сражении, освобождении Калинина, Ворошиловграда, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Ясско-Кишиневской операции, и получившая звание краснознаменной; 246-я дивизия (сформирована в Рыбинске), оборонявшая Москву, освобождавшая Калининскую область, Украину, Польшу, Чехословакию, участвовавшая в сражении на Курской дуге; 234-я коммунистическая дивизия (состояла из 6 тысяч коммунистов и 2 тысяч комсомольцев), прославившаяся форсированием Западного Буга, освобождением Бреста, ликвидацией плацдарма на Одере у Штецина. 234-я коммунистическая прославилась еще и тем, что разгромила дивизию, командовал которой офицер, отдавший ранее приказ о казни Зои Косьмодемьянской. В коммунистической дивизии воевал снайпер Пальмин – бывший рабочий шинного завода, уничтоживший за войну 247 фашистов.
Всего же за годы Великой Отечественной войны ушло на фронт около 500 тысяч Ярославцев. 200 тысяч Ярославцев не вернулись домой. Наиболее серьезные потери Красная армия несла в первые месяцы войны во время катастрофического отступления.
К осени 1941 г. линия фронта подошла на 50 км. к границам области. Возникла угроза обхода Москвы через Ярославль. Существовал «План мероприятий по уничтожению важнейших промышленных объектов Ярославля» на случай угрозы оккупации города, важнейшие предприятия были заминированы. Город подвергался налётам немецкой авиации, поэтому 15 октября 1941 г. к Сталину были вызваны 1-й секретарь Ярославского обкома Н.С. Патоличев, секретари Ярославского, Рыбинского и Костромского горкомов ВКП (б), где им был дан приказ, во что бы то ни стало удержать линию «Рыбинское море – Ярославль». По всей области
начались работы по созданию укреплений общей протяженностью 1900 км., на которых было задействовано до 250 тысяч человек.
В августе 1941 г. впервые было зафиксировано появление немецких самолетов над Ярославской областью, тогда они начали целенаправленно «охотиться» за поездами. Всего за первые месяцы войны вражеская авиация появлялась над Ярославской областью около 100 раз.
Осень 1941 создано 42 истребительных батальона, оказывавших многостороннюю помощь органам внутренних дел. Они достаточно эффективно работали в течение нескольких лет и были расформированы только в сентябре 1944 года.
С октября 1941 г. начались постоянные авианалёты на крупнейшие промышленные центры области – Ярославль и Рыбинск. 6 ноября 1941 произведен первый авиационный налет на Ярославль – 13 бомбардировщиков сбросили 97 фугасных бомб. За это время было разрушено 4 вокзала и 15 жилых домов, уничтожено 175 железнодорожных вагонов и погибли 327 человек – в основном, из числа пассажиров. Ярославль прикрывали всего 32 зенитки и 8 пулеметов.
Всего за 1941-1943 годы фашистской авиацией было совершено 240 таких бомбардировок. Особенно разрушительный налет произошел в ночь с 9 на 10 июня 1943г.. В ночь с 9 на 10 июня 1943 г. крупнейшей за всю войну бомбардировке подверглись заводы Резиноасбестового комбината. На этот раз в значительной степени немцы добились, чего хотели. Прибывший на другой день в Ярославль нарком по строительству СССР С. Г. Гинзбург дал такую картину увиденного на комбинате: «Картина разрушений была потрясающей. Повсюду обгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекрытия, обгорелое оборудование, электромоторы. И все завалено обрушившимися конструкциями. В оборудовании и электромоторах… были
расплавлены все бронзовые подшипники, сгорели все электрические обмотки в моторах, вышли из строя все наземные коммуникации и кабели…»
15 октября 1941 постановлением Государственного комитета обороны СССР разрешено формирование Ярославской стрелковой дивизии. Первой к 26 декабря была создана 234-я стрелковая дивизия. Ярославская Коммунистическая 234-ая стрелковая дивизия вела наиболее ожесточенные бои на Смоленщине в Пречистинском районе. В ходе боев 1942-1943 годов в этом районе сложили головы свыше трех тысяч Ярославцев. По инициативе ветеранов дивизии и при активном участии Смоленской ГРЭС на месте боев в поселке Озерный к 50-летию Победы был сооружен памятник воинам-Ярославцам, погибшим на Смоленщине
23 февраля 1943 года Северному военно-морскому флоту была переданная подводная лодка «Ярославский комсомолец», построенная на средства граждан.
С первых месяцев войны промышленность Ярославля перешла на выпуск военной продукции, сыграв важную роль в снабжении основных оборонных отраслей: шинный завод поставлял 70 % шин страны всех типов, он произвёл продукции на 800 танковых, 3200 артиллерийских и 14 тысяч авиационных полков; автомобильный завод выпускал полуторные и трёхтонные самосвалы, корпуса для 37-миллиметровых снарядов; электромашиностроительный — промышленные электромоторы и осколочно-фугасные снаряды; «Пролетарская свобода» — 82-мм мины; судостроительный — малотоннажные суда и военные катера; тормозной — тормозное оборудование для железных дорог, компрессоры для электровозов, паровозные рукава, взрыватели, зажигательные авиационные бомбы, осколочные гранаты; паровозоремонтный — ремонтировал паровозы и бронепоезда, изготавливал снаряды, детали для оружия, запчасти к мотовозам и тракторам; завод №151 — аэростаты воздушного заграждения,
резиновые лодки, защитные противохимические ткани; «Красный маяк» — электроинструменты и спецпродукцию (коробки для противогазов, лотки для мин, корпуса зажигательных авиационных бомб; фабрика «Североход» — обувь для армии, военные палатки; кожевенный — армейские полушубки, перчатки, вырабатывал хром; фабрика «Красный Перекоп» — военные палатки, материалы для противохимических костюмов; Кордная фабрика — корд для шинного завода; СК-1 — синтетический каучук и латекс; «Победа рабочих» — лаки и краски для военной промышленности; асбестовый завод — асбестовую бумагу, а из неё — детали для автомобилей, танков, тракторов; Оборонный завод №226 перерабатывал десятки тонн хлора ежедневно; кислородный завод — сжатый воздух, кислород на нужды автогенных сварок, азот для завода СК-1; «Свободный труд» — материалы для аккумуляторов, масляные и твёрдые краски, противохимическую одежду; подошвенный и регенераторный заводы — резиновые подошвы, противогазовые маски, другие резиновые изделия.
Январь-март 1942 в Ярославль прибыло 162 эшелона с эвакуированными ленинградцами. В городе были открыты 210 детских домов и 26 стационаров для размещения прибывших.
В Ярославле открылось Ярославское военное пехотное училище (с 1943 года — имени Ф. М. Харитонова). В 1943 году в Ярославле работал Белорусский медицинский институт из Витебска и Минска — через год они вернулись к себе на родину, а в Ярославле открылся Ярославский медицинский институт. С сентября 1945 в городе размещалось Московское военно-политическое училище им. В. И. Ленина, в 1951 году на его базе было создано Ярославское военно-техническое училище войск ПВО. В 1944 году в городе открылся технологический институт резиновой промышленности.
В 1968 году был установлен памятник-монумент «Вечный огонь» в честь боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны.
Хотя Ярославская область в годы Великой Отечественной войны находилась в тылу, но каждый ярославец напрямую испытал на себе ее тяжесть и горе. За станки на предприятиях и за плуги в деревнях встали женщины и подростки. Жмых, крапива, лебеда и дикая птица стали обычной пищей жителей области. А постоянные привлечения на авральные сверхурочные работы, повышения норм и трудодней – суровой повседневностью. Вместе с тем наблюдался небывалый энтузиазм и единение ярославцев, которые из своих скудных заработков собирали средства на авиаэскадрилью «Ярославский комсомолец», танковые колонны «Ярославский колхозник» и «Иван Сусанин», подводную лодку «Ярославский комсомолец». В 1943 г. ярославские крестьяне заняли первое место в СССР по выработке трудодней (в среднем в этот год они вырабатывали по 392 трудодня!). Результат всех этих усилий на фронте и в тылу - тяжелая и долгожданная, горькая и радостная победа в мае 1945 года