Вы здесь

Формирование гражданской идентичности: психологические аспекты

Программа повышения квалификации для педагогических работников

«Формирование гражданской идентичности: психологические аспекты»

(36 академических часов)

 

 

В современной социально-политической ситуации в России тематика, связанная с этнической составляющей, приобретает важное значение. Так в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является «гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений», что невозможно без формирования гражданской идентичности.

 

Последнее является один из ориентиров при получении общего образования в России. Так, первым из личностных результатов, к которым должен прийти обучающийся по завершении общего образования, является именно воспитание российской гражданской идентичности.

 

Но что такое патриотизм и как его формировать? Как грамотно сформировать осознание своей этнической принадлежности с учетом многонациональности российского общества? На эти вопросы, которые возникают у учителя при реализации ФГОС общего образования, мы постараемся ответить в представляемом курсе.

 

Профстандарт педагога к трудовым действиям учителя относит и формирование общекультурных компетенций обучающегося (как мы отмечали, это в том числе и развитие патриотизма у обучающихся). А реализация указанного трудового действия невозможна без знания социально-психологических особенностей гражданской идентичности.

 

В программе представлены следующие разделы:

  1. Гражданская идентичность как социально-психологический феномен, формы ее проявления

  2. Социально-психологические факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности

  3. Психологические аспекты патриотического воспитания

 

Автор курса:

Чистовский Дмитрий Иванович, член Федерации психологов образования России, магистр психолого-педагогического образования (магистерская программа «Психология и педагогика воспитания учащихся»), преподаватель истории, специалист в области социальной психологии (психология патриотизма и национализма, формирование гражданской идентичности).

 

Учебный план:

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего,

час

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции, видеолекции

Интерактивные, практические занятия, вебинары

  1.  

Гражданская идентичность как социально-психологический феномен, формы ее проявления

12

8

4

коллоквиум

  1.  

Социально-психологические факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности

12

6

6

коллоквиум

  1.  

Психологические аспекты патриотического воспитания

12

6

6

коллоквиум

 

Итоговая аттестация

 

 

 

Итоговый контроль

 

Итого:

36

20

16

 

Раздел 1. «Характеристика программы»

 

1.1. Цель реализации программы

Повышение квалификации педагогических работников в части формирования гражданской идентичности обучающихся.

В результате обучения по программе осуществляется качественное изменение следующих профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавариата):

  1. ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в части формирования у обучающихся такого личностного результата освоения ООП основного общего образования (согласно ФГОС основного общего образования) как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в части применения современных методов и технологий обучения при формировании у обучающихся указанного личностного результата;

  3. ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в части формирования у обучающихся указанного личностного результата;

  4. ПК-4 способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета в части формирования у обучающихся указанного личностного результата;

  5. ПК-6 готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса в части формирования у обучающихся указанного личностного результата.

Реализация данной программы способствует повышению квалификации педагогических работников в рамках профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога). Программа направлена на развитие следующих трудовых действий, знаний и умений в части формирования гражданского самосознания обучающихся:

  • трудовые действия трудовой функции A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение

    • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    • планирование и проведение учебных занятий

  • трудовые действия трудовой функции A/02.6 Воспитательная деятельность:

    • реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

    • постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

    • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

    • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

  • трудовые действия в рамках трудовой функции B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования:

    • педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

    • формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

1.2. Планируемые результаты обучения:

В результате освоения программы повышения квалификации (компетенций по указанным трудовым функциям профессиональных стандартов) слушатель должен:

Знать

  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • основы методики преподавания и воспитательной работы, виды и приемы современных педагогических технологий в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

Уметь

  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

  • разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты);

Владеть

  • формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. в части, необходимой для формирования гражданской идентичности обучающихся (психологические аспекты).

1.3.Категория обучающихся: уровень образования – не ниже высшего образования уровня бакалавриата (педагогические работники образовательных организаций общего образования).

1.4.Форма обучения: очно-заочная в вечернее время.

1.5.Режим занятий: индивидуальный.

1.6. Срок освоения модуля программы: 36 часов.

2.2. Учебная программа

п/п

Название разделов и тем

Содержание

  1.  

Гражданская идентичность как социально-психологический феномен, формы ее проявления

Гражданская идентичность – вид социальной идентичности, ее основные характеристики. Этнонациональные установки и гражданская идентичность, ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая агрессия, патриотизм и национализм.

  1.  

Социально-психологические факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности

Этнонациональные установки. Влияние символов на формирование гражданской идентичности. Религиозная и гражданская идентичность. Социально-демографические факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности

  1.  

Психологические аспекты патриотического воспитания

Влияние психологических факторов формирование патриотизма. Роль гражданской идентичности и ее особенностей в патриотическом воспитании.

Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы»

3.1. Текущий контроль (формы)

Текущий контроль проходит в форме коллоквиумов.

3.2. Итоговая аттестация (формы)

Итоговая аттестация проходит в форме зачета. Зачет включает в себя ответ на теоретический вопрос и защиту итогового практического задания.

3.3. Критерии оценки освоения слушателями материала.

Текущий контроль:

Критерии оценивания студента по выполнению тестовых заданий

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент ответил верно на 55 – 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если студент дал правильный ответ на 71 – 85%. Оценка «отлично» ставится, если студент ответил правильно на 86% и более.

Критерии оценивания ответа слушателя на практических занятиях и контрольных работах

Оценка

Критерии оценки

5, «отлично»

Оценка «отлично» ставится, если слушатель строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры.

4, «хорошо»

Оценка «хорошо» ставится, если слушатель строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.

3, «удовлетво-рительно»

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Слушатель обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют.

2, «неудовле-творительно»

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Слушатель проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны

Итоговая аттестация:

Ответ слушателя на итоговой аттестации оценивается оценками «зачтено» (свидетельствует об успешном прохождении зачета и программы), «не зачтено» (свидетельствует о неуспешном прохождении зачета и программы).

Оценка зачета

Требования к знаниям и критерии выставления оценок

Зачтено

Слушатель демонстрирует содержание предложенного вопроса в частности и программы в целом, владеет основными понятиями программы, знает особенности ее предмета, имеет представление об его особенностях и специфике.

В представленной практической работе присутствует анализ проблемы и намечены пути ее решения.

Не зачтено

Слушатель демонстрирует плохое знание значительной части основного материала программы.

Не информирован или слабо разбирается в проблемах, и или не в состоянии наметить пути их решения.

В представленной практической работе отсутствует или плохо показан анализ проблемы и не намечен (или не в полной мере) пути ее решения

Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации программы»

4.1. Учебно-методическое обеспечение программы

4.1.1. Нормативные документы

  • Профстандарт педагога

  • ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)

4.1.2. Список литературы

  1. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. – М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.

  2. Ефремова М.В. Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями : автореферат дис. ... кандидата психологических наук. М., 2012.

  3. Хухлаев О.Е. Психология национализма в зарубежных исследованиях // Социальная психология и общество. 2012. № 4. С. 15-29.

4.1.3. Дополнительная литература

  1. Кузнецов И.М. Вариативность дискурсов патриотизма в повседневном сознании россиян // Власть. 2016. № 7. С. 164-171.

  2. Помозова Н.Б. Символы как инструмент управления формированием гражданской идентичности: сравнительный анализ России и Китая : автореферат дис. ... кандидата социологических наук. М., 2012.

  3. Рыжова С.В. Этническая и гражданская идентичность в контексте межэтнической толерантности : автореферат дис. ... кандидата социологических наук. М., 2008.

  4. Санина А.Г. Государственная идентичность: издержки виртуализации // Социс. 2012. № 3. С. 77-87.

4.2. Информационное обеспечение учебного процесса

4.2.1. Интернет-ресурсы

  1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Академик. – URL: http://dic.academic.ru.

  2. e-Library.ru [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека. – URL: http://elibrary.ru/.

  3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru//

  4. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru.

4.3. Материально-технические условия реализации программы

Программа реализуется очно-заочно, с применением дистанционных образовательных технологий на платформе Moodle.

4.4. Характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании

Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория

Стаж педагогической (научно-педагогической) работы

Основное место работы, должность

Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)

1

3

4

5

6

7

8

1

Чистовский Дмитрий Иванович

МПГУ, специальность «История» (квалификация «Историк, преподаватель истории»)

МГППУ, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование» (квалификация «Магистр»)

член Федерации психологов образования России, магистр психолого-педагогического образования преподаватель истории

3 года

МГППУ, редактор отдела веб-разработок управления по информационной политике и связям с общественностью

Внешний совместитель