Вы здесь

Формирование гражданского самосознания у молодёжи

Программа дополнительного профессионального образования

Формирование гражданского самосознания у современной молодёжи

(72 часа)

 

 

О программе:

Современные концепции обучения, в массе совей опирающиеся на информационные технологии, если не превзошли, то уже точно сравнялись по своей эффективности с традиционными средствами. Если учитывать то обстоятельство, что экономика новых технологий, с момента начала тиражирования стремится к нулю, а обучающему приложению для смартфона не нужно платить зарплату, оплачивать больничный и отпуск, то встает закономерный вопрос: почему школу до сих пор не заменил ноутбук, а учителя – образовательный бот?

 

Ответ на этот вопрос кроется в слове «образование», которое кроме собственно обучения – решает задачи социализации и воспитания. На сегодняшний день, трудно себе представить, что некая, пусть даже самая современная информационная система способна решить эту задачу.

В эпоху тотальной цифровизации и бесконтрольного распространения информации педагог – воспитатель становится ключевой фигурой образовательного пространства.

 

Глобальная проблема сегодняшнего дня заключается в ситуации межпоколенческого разрыва. Современные школьники, как бы нам не казалось обратное, принципиально другие, они отличаются от поколения своих родителей. Родители все детство провели во дворах, и только потом в их жизнь пришел интернет, современные школьники родились в эпоху интернета. Они думают по другому, у них иначе формируются ценности, они по другому воспринимают информацию, иначе чем родители осуществляют навигацию в информационных потоках.

 

Менторство, увещевание и ссылка на авторитет, которые долгие годы были основными инструментами воспитательного воздействия, неожиданно перестали работать. И если в обычные дни нежелание провоцировать конфликт и создавало иллюзию удовлетворительного взаимопонимания между учителем и школьником, то во времена общественно-политической напряженности становится ясно, что учителя пока не научились говорить со школьниками на одном языке, быть им понятными и убедительными.

 

Предлагаемый курс разработан для того, чтобы помочь учителям освоить новые коммуникационные стратегии, научиться понимать мотивацию своих подопечных и приходить с ними к консенсусу по очень сложным и деликатным вопросам.

 

Авторы курса: Д.А. Макаровский, к.ф.н, специалист в области управления репутацией и организации работы с молодежью. Д.А.Чугунов, член Общественной палаты РФ

 

Даты реализации программы – с 10.05.2017 по 25.05.2017

Продолжительность программы – 72 часа

Форма обучения – очная

Стоимость – 15 000 рублей. Обучение может быть оплачено как физическими, так и юридическими лицами.

Номер оферты на портале поставщиков версия 2.0 – 0336274-17

Выдаваемый документ – удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

 

По всем вопросам, связанным с обучением на курсе, обращайтесь по телефону +7(499) 390-69-36, почта profinproof@gmail.com

 

О программе подробно:

 

Раздел 1. «Характеристика программы»

1.1. Цель реализации программы

Повышение квалификации педагогических работников в части формирования гражданского самосознания обучающихся.

В результате обучения по программе осуществляется качественное изменение следующих профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавариата):

  1. ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в части формирования у обучающихся такого личностного результата освоения ООП основного общего образования (согласно ФГОС основного общего образования) как воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в части применения современных методов и технологий обучения при формировании у обучающихся указанного личностного результата;

  3. ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в части формирования у обучающихся указанного личностного результата;

  4. ПК-4 способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета в части формирования у обучающихся указанного личностного результата;

  5. ПК-6 готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса в части формирования у обучающихся указанного личностного результата.

Реализация данной программы способствует повышению квалификации педагогических работников в рамках профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт педагога). Программа направлена на развитие следующих трудовых действий, знаний и умений в части формирования гражданского самосознания обучающихся:

  • трудовые действия трудовой функции A/01.6 Общепедагогическая функция. Обучение

    • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

    • планирование и проведение учебных занятий

  • трудовые действия трудовой функции A/02.6 Воспитательная деятельность:

    • реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

    • постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

    • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

    • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

  • трудовые действия в рамках трудовой функции B/03.6 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования:

    • педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

    • формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира

1.2. Планируемые результаты обучения:

В результате освоения программы повышения квалификации (компетенций по указанным трудовым функциям профессиональных стандартов) слушатель должен:

Знать

  • основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • основы методики преподавания и воспитательной работы, виды и приемы современных педагогических технологий в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

Уметь

  • разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

  • разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся;

Владеть

  • формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. в части, необходимой для формирования гражданского самосознания обучающихся.

1.3.Категория обучающихся: уровень образования – не ниже высшего образования уровня бакалавриата (педагогические работники образовательных организаций общего образования).

1.4.Форма обучения: очно-заочная (с применением ДОТ).

1.5.Режим занятий: индивидуальный.

1.6. Срок освоения модуля программы: 72 часа.

Раздел 2. «Содержание программы»

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего,

час

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции, видеолекции

Интерактивные, практические занятия, вебинары

  1.  

Источники актуальной политической повестки, как правильно с ними работать

10

6

4

коллоквиум и проектное задание

  1.  

Источники авторитета и логика аргументации в закрытых группах и публичном пространстве, как не совершать ошибок

10

6

4

коллоквиум и проектное задание

  1.  

Текст, контекст, подтекст бытового высказывания, просчеты публичной полемики

6

6

0

коллоквиум и проектное задание

  1.  

Родина, патриотизм, власть и гражданское самосознание, популярные теории как источник оппозиций в споре

10

6

4

коллоквиум и проектное задание

  1.  

Практикум по планированию дискуссии с молодежью с разбором типовых ошибок

8

8

0

коллоквиум и проектное задание

 

Итоговая аттестация

 

 

 

Итоговый контроль

 

Итого:

72

32

12

 

2.2. Учебная программа

п/п

Название разделов и тем

Содержание

  1.  

Источники актуальной политической повестки, как правильно с ними работать

Проблема общественно-политической субъектности.

Средства массовой информации как средства массовой коммуникации

Ценностный релятивизм: проблема коммуникации

  1.  

Источники авторитета и логика аргументации в закрытых группах и публичном пространстве, как не совершать ошибок

Три типа общественных отношений в исторической ретроспективе и контексте проблем сегодняшнего дня

Функциональность и прагматизма как источник ценности

Клиповое мышление: критерии достоверности

  1.  

Текст, контекст, подтекст бытового высказывания, просчеты публичной полемики

Проблема сопряжения различных сторон высказывания

Аргументация, оправдание, троллинг

Источники ценностных установок современно молодежи

Источники поведенческих паттернов молодежи

  1.  

Родина, патриотизм, власть и гражданское самосознание: популярные теории как источник оппозиций в споре

Суверенитет, естественные права и свободы, национализм,

Право на самоопределение, либерализм, сепаратизм, радикализм, экстремизм, национальная и культурная идентичность, достоинство и справедливость.

  1.  

Практикум по планированию дискуссии с молодежью с разбором типовых ошибок

Разбор популярных кейсов

Раздел 3. «Формы аттестации и оценочные материалы»

3.1. Текущий контроль (формы)

Текущий контроль проходит в формах коллоквиумов и проектных заданий.

3.2. Итоговая аттестация (формы)

Итоговая аттестация проходит в форме зачета. Зачет включает в себя защиту итогового проектного задания.

3.3. Критерии оценки освоения слушателями материала.

Текущий контроль:

Критерии оценивания студента по выполнению тестовых заданий

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент ответил верно на 55 – 70% вопросов. Оценка «хорошо» ставится, если студент дал правильный ответ на 71 – 85%. Оценка «отлично» ставится, если студент ответил правильно на 86% и более.

Критерии оценивания ответа слушателя на практических занятиях и контрольных работах

Оценка

Критерии оценки

5, «отлично»

Оценка «отлично» ставится, если слушатель строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры.

4, «хорошо»

Оценка «хорошо» ставится, если слушатель строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.

3, «удовлетво-рительно»

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Слушатель обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют.

2, «неудовле-творительно»

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии недостаточного раскрытия профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий. Слушатель проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны

Итоговая аттестация:

Ответ слушателя на итоговой аттестации оценивается оценками «зачтено» (свидетельствует об успешном прохождении зачета и программы), «не зачтено» (свидетельствует о неуспешном прохождении зачета и программы).

Оценка зачета

Требования к знаниям и критерии выставления оценок

Зачтено

Слушатель демонстрирует содержание предложенного вопроса в частности и программы в целом, владеет основными понятиями программы, знает особенности ее предмета, имеет представление об его особенностях и специфике.

В представленной практической работе присутствует анализ проблемы и намечены пути ее решения.

Не зачтено

Слушатель демонстрирует плохое знание значительной части основного материала программы.

Не информирован или слабо разбирается в проблемах, и или не в состоянии наметить пути их решения.

В представленной практической работе отсутствует или плохо показан анализ проблемы и не намечен (или не в полной мере) пути ее решения

Раздел 4. «Организационно-педагогические условия реализации программы»

4.1. Учебно-методическое обеспечение программы

4.1.1. Нормативные документы

  • Профстандарт педагога

  • ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)

4.1.2. Список литературы

  1. Олег Матвейчев. Уши машут ослом {Сумма политтехнологий} [Электронный ресурс]. – URL: http://www.matveychev.ru/files/ushi2.pdf.

4.1.3. Дополнительная литература

  1. Китчен, Ф. Паблик рилейшнз : учебное пособие / Ф. Китчен ; пер. Е.Э. Лалаян. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 454 с. : схем., табл. - (Зарубежный учебник). - ISBN 5-238-00603-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114546 (21.03.2017).

  2. Лаптев, А.В. Реклама и PR-технологии в управлении предприятием / А.В. Лаптев. - М. : Лаборатория книги, 2011. - 112 с. - ISBN 978-5-504-00566-9 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142346 (21.03.2017).

  3. Сальникова, Л.С. Деловая репутация: как создать и укрепить : учебное пособие / Л.С. Сальникова ; Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 271 с. : ил. - Библиогр.: с. 268-269. - ISBN 978-5-4475-6026-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435631 (21.03.2017).

4.2. Информационное обеспечение учебного процесса

4.2.1. Интернет-ресурсы

  1. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс] // Академик. – URL: http://dic.academic.ru.

  2. e-Library.ru [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека. – URL: http://elibrary.ru/.

  3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru//

  4. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru.

4.3. Материально-технические условия реализации программы

Программа реализуется очно-заочно, с применением дистанционных образовательных технологий на платформе Moodle.

4.4. Характеристика педагогических кадров, участвующих в реализации программы

 

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании

Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория

Стаж педагогической (научно-педагогической) работы

Основное место работы, должность

Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)

1

3

4

5

6

7

8

1

Макаровский Денис Анатольевич

РГПУ им. А.И. Герцена, специальность «Философия»

Кандидат философских наук

7 лет

МГППУ, начальник отдела веб-разработок управления по информационной политике и связям с общественностью

Внешний совместитель

2

Чугунов Дмитрий Александрович

МГППУ, специальность «Социальная педагогика»

-

4 года

Член Общественной палаты РФ

Внешний совместитель